Преемственность дошкольного и первой ступени общего среднего образования
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования
Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования
Как подготовить ребенка к школе
«Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»
Рекомендации для родителей
Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения
во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация
в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника.
Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся
вопросом: как создать необходимое условия для развития своего
ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве
ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических
рекомендаций.
Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения
ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям,
прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком,
выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные
тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело
интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая
с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет
чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь.
А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления
и других психических функций. Постепенно список для прослушивания
должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с
учетом взросления ребенка.
Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение.
Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность
в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки
и произведения признанных мастеров художественного слова.
Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не
обладает большим запасом представлений и жизненным опытом,
поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу,
по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребёнка,
как он понимает значение того или иного слова, предлагать
необходимые разъяснения.
Во-вторых, малыш может сделать из почитанного неправильный
вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить
причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности
персонажей. Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев
произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие
различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием
причин расположения или неприязни, таким образом постепенно
подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.
Тщательно отбирайте художественные произведения,
предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны
соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи
гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно
самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку
понятно, чему оно учит.
Сами читайте художественную литературу, в том числе
современные произведения белорусских и зарубежных авторов
для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным
примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим
миром через книги и общение.
Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно
выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к
чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией,
классификации, структурирования.
Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы
на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте
его самостоятельно добывать знания. используя энциклопедии,
словари, интернет и др.
Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте
его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг
и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать,
не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то
непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность
помочь.
Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний.
Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря,
что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать
.слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д.
Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется
инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя
и свои способности.
Приучайте ребенка планировать свою деятельность
и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов
и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда
и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо
обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели
и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные
задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какоелибо действие, упражнение. Кроме того, следует побуждать
его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать,
что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения
различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа
приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.
Повышайте общий уровень осведомленности ребенка
об окружающей действительности. Например, о животном
и растительном мире, технике и транспорте, профессиях. Для этого
можно использовать различные видеоролики, мультимедийные
презентации. Интересной формой совместной деятельности с ребенком
является составление лэпбуков (тематических или интерактивных
самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками,
подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает,
осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).
Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип
решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути
задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность
использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий
в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание
проявить свои творческие способности.
Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей
физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность,
но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных
и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная
зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры
со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем
воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет
регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная
деятельность с родителями, их личный пример. Благодаря таким
занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему
здоровью, верное представление о своем теле и физических
возможностях, способах самосовершенствования.
Развивайте творческие и художественно-эстетические
способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные
галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте
любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от
соприкосновения с искусством. Побуждайте ребенка к созданию
собственных произведений на заданную тему (с использованием разных
техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания,
вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию
творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия,
мышления, воображения, памяти, внимания.
Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе
слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров,
посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте.
учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы.
Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью
разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий
ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если
у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте
ему возможность заняться вокалом или научиться играть
на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После
учебного года в музыкальной школе ребенку будет легче
адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.
Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы
он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился
сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь,
приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей помощью
в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности
ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной,
трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие,
участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними
животными, занятия физкультурой и спортом и др.
Желаем успехов!
Подготовлено на основе материалов научно-методического
журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова, Е «Как подготовить
ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.-
М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)
Консультативная группа "В контакте"
Консультативная группа «В контакте»
Деятельность консультативной группы «В контакте» осуществляется при государственном учреждении «Центр научно-методического обеспечения образования Молодечненского района» (далее - ЦНМОО).
Состав консультационной группы:
Борис Наталия Ивановна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 28 г. Молодечно».
Гончарова Ирина Измаиловна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 30 г. Молодечно».
Кизицкая Елена Адольфовна, методист высшей категории ЦНМОО.
Ментуш Еленая Алексеевна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Гимназия № 7 г. Молодечно».
Перхорович Клавдия Ивановна, методист высшей категории ЦНМОО, учитель-методист.
Скадорва Татьяна Петровна, воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Ясли-сад № 9 г. Молодечно».
Титова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов высшей категории государственного учреждения образования «Гимназия № 7 г. Молодечно».
Шаюк Наталья Михайловна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Молодечно», учитель высшей категории.
Шиенок Инна Анатольевна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г. Молодечно».
Примечание. Общее руководство консультационной группой осуществляют методисты ЦНМОО.
Цели консультативной группы «В контакте»:
1. обеспечение преемственности между воспитанием и обучением детей дошкольного возраста и учащихся I-IV классов I ступени общего среднего образования;
2. оказание квалифицированной педагогической помощи педагогам и родителям (законным представителям).
Задачи консультативной группы
Оказывать:
- точечную (по запросу) действенную помощь педагогам учреждений дошкольного образования и учителям I-IV классов I ступени общего среднего образования;
- консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и обучающихся начальной школы.
Консультативная группа предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей; способствует углублению понимания и изменения их жизненных представлений.
Принципы организации работы консультативной группы:
- конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;
- комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
- научности: информация, представляемая учреждением, должна быть достоверной и иметь научную основу;
- доступности: информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии.
Организация деятельности консультативной группы:
консультативная группа работает в режиме онлайн;
консультации осуществляются согласно запросам, поступающим из учреждений образования, от законных представителей обучающихся;
Периодичность консультаций определяется потребностью педагогов, родителей (или законных представителей).
Контакты:
Кизицкая Елена Адольфовна, контакты: 535635
Перхорович Клавдия Ивановна, контакты: 534937
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.
Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать знания об окружающем мире;
- стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
- формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
- развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
- развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.