Яндекс.Метрика

Специальное образование

Рекомендации в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах-участниках СНГ и его эффективных образовательных практик, разработанные рабочей группой Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Инклюзивное (включающее) образование

Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

     Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

     Инклюзивное образование –  такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

 

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

 

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

 

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Не всегда просто объяснить ребёнку, почему некоторые люди не могут ходить или разговаривать. А ещё сложнее сформировать доброе и непредвзятое отношение к ним. Мультфильмы о детях с особенными потребностями помогут справиться с этой задачей. 

 «Кастрюлька Анатоля» — французский мультфильм, с помощью метафоры (кастрюльки, которую вынужден постоянно носить с собой главный герой) рассказывающий о том, как непросто бывает жить людям, непохожим на других. 
Мультфильм "Кастрюлька Анатоля"
   Scarlett Contra el Cancer — очень добрый ролик о девочке, мечтающей танцевать, и сложностях, встречающихся на пути к этой мечте. Мультфильм о Скарлетт
  Мультик «Про Диму» создан на основе одноимённой книги Натальи Ремиш, автора проекта «Детям о важном», и рассказывает о том, что каждый человек в этом мире особенный. Мультфильм "про Диму"
   Tamara — короткометражный мультфильм, ещё одна история о девочке-танцовщице и о том, как важна поддержка окружающих. Мультфильм
  «Мой братик с Луны» — мультфильм, созданный Фредериком Филибером, которого вдохновил его сын-аутист. Рассказчиком выступает сестра мальчика. Она рассказывает о жизни брата и о том, каким он видит окружающий мир. Ролик озвучен на французском, но русские субтитры решают эту проблему. Мультфильм "Мой братик с Луны"

"Вальсовый дуэт"

В этой ленте замечательно все: и идея, и сценарий, и 3D-анимация, и музыка. Короткометражка рассказывает о сестрах-сиамских близнецах – Эмили и Элизабет. Они сторонятся людей, не выходят на улицу и ни с кем не общаются. Единственная радость – это игра на пианино.

Но однажды молодой скрипач, проходивший мимо их дома, слышит потрясающую мелодию. Сестры, боясь осуждения, пытаются прогнать его, но юноша не уходит. Наоборот, начинает подыгрывать на скрипке. Мультик демонстрирует, как важно уделять внимание особенным людям, общаться с ними и дружить.  Мультфильм "Вальсовый дуэт" 

свернуть

Пункт коррекционно-педагогической помощи

ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ПКПП)
      В рамках реализации Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» в ГУО «Детский сад № 22 г.Молодечно» проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП).
      Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.
       Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи:
       Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.
       Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
       Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся. 

Продолжительность групповых занятий для воспитанников составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
  • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25 минут.

Продолжительность подгупповых занятий для воспитанников составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут
  • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25 минут.

Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут
  • средняя группа (отт. 4 до 5 лет) – 20 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25 мину

Интеграция и инклюзия в обучении в Республике Беларусь
 

Ежегодно происходит увеличение количества детей с особенностями психофизического развития.

Отмечается тенденция увеличения количества детей с различными отклонениями в разных странах, в том числе и в Беларуси. Количество детей с особенностями психофизического развития в нашей стране составляет 7,64% от общего количества детского населения РБ.

Продолжает сохраняться оптимизация сети учреждений специального образования: с одной стороны, характерно закрытие специальных школ и школ-интернатов, с другой стороны, – возникновение и расширение сети центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Характерной для системы специального образования Республики Беларусь чертой является получение образования большинством детей с ОПФР в учреждениях основного образования.

Если обратиться к словарю, то мы найдем определения:

Интеграция (от лат. integratio – соединение) — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Инклюзия (калька с англ. inclusion) — включение, добавление, прибавление, присоединение.

Критический анализ содержания понятий говорит о более узком содержании именно термина «инклюзия».

Однако, правильнее, по-видимому, акцентировать внимание не столько на терминологических несовпадениях, сколько на сути осуществляемых преобразований.

Философия инклюзии основана на проблемах прав человека, его индивидуальной свободы, возможностей выбора и доступа. Инклюзивное общество должно давать возможность каждому члену общества сделать свой выбор по всем аспектам повседневной жизни. Поэтому, по мнению многих исследователей, имеет гораздо более глубокое воздействие, чем интеграция.

Сравнивая процессы интеграции и инклюзии, исследователи указывают на их отличительные особенности. Отличие в подходах, т.о., состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только они адаптировались к требованиям общества.

Белорусские исследователи, в частности, А.Н. Коноплева отмечает, что не следует рассматривать интеграцию и инклюзию в противопоставлении и строгой дифференциации. Действительно, «инклюзивный подход предполагает более широкий круг действий и инициатив. Следует согласиться с тем, что концепция интеграции отражает создание специальных условий для детей с особенностями развития в рамках существующей системы образования. Концепцией же включения предполагается создание школы для всех учащихся в соответствии с потребностями всех и каждого и создание обществом возможностей для наиболее полной реализации ими своих потребностей».

Т.о., правомерно рассматривать интеграцию и инклюзию как две фазы одного процесса.

Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Актуальность инклюзивного обучения всех детей обусловлена рядом таких факторов:

· реализация принципа гуманизации образования предполагает взгляд на личность каждого ребёнка (вне зависимости от её особенностей, в том числе и нарушений в развитии) как на высочайшую ценность и создание необходимых условий для её развития;

· обеспечение фундаментального принципа социальной политики государства в сфере образования предполагает свободу и право выбора каждым учащимся места и спо­соба обучения, что для детей с особенностями психофизического развития означает воз­можность включения в образовательный процесс в учреждениях основного образования;

· развитие инклюзивных процессов в обществе и образовании делает необходи­мым расширение и углубление профессиональных компетенций педагогов, работаю­щих в учреждениях основного образования.

22.07.2015 утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, которая представляет систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования  обучающихся с особенностями психофизического развития в национальной системе образования. Концепция исходит из признания исключительной роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.

свернуть