Яндекс.Метрика

Советы музыкального руководителя

Как научить ребёнка понимать музыку

О развитии музыкальности у детей дошкольного возраста

Проблемы развития музыкальности

 

        Музыкальные способности у детей проявляются по-разному. У одних – очень рано (уже на первом году жизни) и развиваются очень легко и быстро. У других детей – позднее (в четырёх - пятилетнем возрасте, в меньшей степени – позже) и развиваются труднее и медленнее. Раннее проявление способностей не всегда свидетельствует об одарённости, так же, как и отсутствие проявления таковых в раннем возрасте не всегда является показателем их отсутствия. Известно, что успеха порой добивается не тот, у кого способности выше, а тот, кто имеет силу воли, веру в себя и огромное трудолюбие. Часто задают вопрос: «Стоит ли развивать музыкальные способности ребёнка, если они не проявляются?» однозначно, стоит. Даже, если ребёнок в будущем не будет профессиональным музыкантом (ведь это и необязательно), занятия музыкой помогут развить мышление ребёнка, интеллект, другие его способности.

        Одной из распространённых проблем, в том числе и у одарённых детей, является недоразвитость музыкального слуха. Иногда встречается сильный звонкий голос, но ребёнок с трудом осваивает совсем несложную по мелодической линии песню. Примером недоразвитости слуха может служить и то, как ребёнок на слух определяет высоту звука. На вопрос, какой звук выше – первый или второй, он отвечает правильно, или может отличить неправильное пение другого ребёнка, но сам не может воспроизвести мелодию даже в удобном для него диапазоне. Эта проблема легко поддаётся коррекции путём тренировок в дошкольном возрасте. У взрослого или даже у старшего школьника она часто неразрешима.

        Для развития звуковысотного слуха рекомендуются следующие упражнения:

«Гудок» - умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.

«Дразнилка» - повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные слоги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз.

«Точка» - закончить последний (тонический звук) пропетой педагогом мелодии. Почувствовать устойчивость завершения.

«Капельки» - пение на слог «кап» одной ноты, повторяя её много раз (капли дождя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале - полтона, тон, полтона, два тона. Например, «Я шагаю, я гуляю, никому я не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох сильный, полный сброс дыхания.

        После совершенствования звуковысотной проблемы следует работать над проблемой развития мелодического слуха. Для коррекции подходят следующие упражнения:

  • Учить определять движение мелодии вверх и вниз
  • Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии
  • Работать вначале над освоением попевки или песни без текста, на слоги с гласными («у», «ю», «я», «е», «и»), что укрепляет все виды памяти (слуховую, логическую, двигательную) и автоматизирует вокальную моторику
  • Отказаться от механических бесцельных повторов запоминания мелодии

        К одной из распространенных проблем музыкального воспитания дошкольников относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого звукообразования. Часто несформированный навык певческого дыхания является препятствием, тормозом в развитии певческого звучания голоса. И наоборот, освоив правильное дыхание при пении, ребёнок легче и с интересом занимается, результат занятий становится намного выше.

        При постановке правильного певческого дыхания важно помнить, что процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха, и при пении особенно важен выдох, во время которого мы поём. Детей нужно учить с самого начала понять, как правильно дышать при пении.

        Учимся вдыхать через нос – представим, что наш живот – это шарик, который нам необходимо надуть. На мгновение задерживаем дыхание, не выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его мышцами живота и диафрагмы – создаём опору дыханию. Затем медленно через рот (на звук «пф») выпускаем воздух, который вдохнули («шарик нужно сдуть»), постепенно втягиваем живот («шарик уменьшается»).

        У некоторых дошкольников, в том числе и с хорошими голосовыми данными, встречается так называемая «зажатая нижняя челюсть». При пении она как бы неподвижна. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте откорректировать этот недостаток упражнениями, которые предполагают пение «на зевке» (с хорошо открытым ртом) на гласные («а», «о», «ы»), затем на эти же гласные в сочетании с согласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких таких упражнений ребёнок успешно, как правило, справляется с заданием и легко решается проблема, которая с большим трудом поддаётся коррекции (а иногда и не поддаётся) у старших школьников.

свернуть

Консультация для родителей «Приобщение к музыке ребенка в семье»

Приобщение к музыке ребенка в семье

Музыкальное развитие оказывает огромное воздействие на развитие малыша: у него формируется эмоциональная сфера, также совершенствуется мышление, малыш становится чутким ко всему красивому в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы уже в самом раннем возрасте рядом с малышом оказался взрослый, который поможет раскрыть перед ребенком всю красоту музыки, дать ему возможность прочувствовать ее.

Во всем мире известно, что лучшие только в семье создаются все условия для общего развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального. Все это имеет зависимость от врожденных музыкальных задатков, от того, какой образ жизни ведетсемья, от ее традиций, отношения к музыкальной деятельности, от общей культуры…

Первым, ведущим и основным видом музыкальной деятельности детей является восприятиемузыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Пение колыбельной песни матерью — первое знакомство ребенка с музыкой.

Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Когда ребенок рождается, то у него практически не развиты зрительные анализаторы, однако он уже может различать многие звуки и как-то реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, плач, моргание, замирание.

В дальнейшем развивается внимание к звуку, интерес к его источнику. Намного медленнее развивается у малышей звуковысотный слух.

В каждом ребенке изначально заложено чувство ритма, но чувству музыки можно необходимо обучить. Нужно слушать вместе с ребенком разную музыку, а также детские и колыбельные песни. Следует поощрять в ребенке желание прихлопывать, танцевать, маршировать, также поощрять желание играть на различных музыкальных инструментах. Одним из первых инструментов может быть один из ударных, примером служит все, начиная от ложки и заканчивая бубном.

Если родители не хотят петь, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь различные детские песенки. А для того чтобы малыш усвоил простую мелодию и научился ее воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети чувствуют музыку ничуть не хуже нас - взрослых. Конечно, им не совсем понятны все слова. Но ведь взрослые, когда слушают иностранную мелодию, тоже не могут понять слов. В этом случае родителям рекомендуется приобрести для своего ребенка - магнитофон или плеер. Это даст возможность ребенку слушать музыку самому.

Нужно записывать на различные источники музыку, проговаривать ребенку имена исполнителей, обращать его внимание на красоту человеческого голоса.

Для музыкального развития в семье следует использовать такие методы педагогики:

• Наглядно-слуховой метод, который является основным.

Когда ребенок растет в семье, в которой постоянно звучит о развлекательная, классическая, народная музыка, он, конечно же, привыкает к ее звучанию, начинает накапливаться слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

• Наглядно-зрительный метод, который имеет свои преимущества в семейном воспитании. Он пропагандирует показывание детям книг с картинами, знакомит их с народными традициями, обрядами.

• Словесный метод, который также является важным в семейном воспитании. Короткие беседы о музыке помогают малышу настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание малыша на смену настроения, на различные изменения в звучании музыки.

• Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пениюмузыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

«Пойте своим детям колыбельные»

Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

  • Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.
  • Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны.
  • Ребенок быстрее забывает свои беды, когда  его укладывают спать с лаской: именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы.
  • Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.
  • От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
  • Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.

Поэтому для крохи колыбельная — не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери.

Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и легкое покачивание.

Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.

Можно использовать аудиозаписи или петь вместе с исполнителем.

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем.

Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

свернуть