Яндекс.Метрика

Скоро в школу

Видеоконсультация для родителей будущего первоклассника

Видеоконсультация "Готовность ребенка к школе. Что это такое?"

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

 

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

( Венгер Л. А.)

Психологическая готовность к школе – это необходимый уровень психологического и психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в классе.

Составляющие психологической готовности:

1. Мотивационная готовность. (Имеет желание идти в школу, вызванное учебными мотивами).

2. Интеллектуальная готовность. (Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний).

3. Личностно – социальная готовность. (Умеет общаться со взрослыми и со сверстниками).

4. Эмоционально – волевая готовность. (Умеет контролировать эмоции и поведение).

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ НЕ ВОЗНИКАЕТ У ДЕТЕЙ САМА ПО СЕБЕ!,

а образуется постепенно:

· в играх ;

· в труде ;

· в общении со взрослыми и сверстниками;

· в непосредственно образовательной деятельности

 

Рассмотрим каждую составляющую подробнее:

Мотивационная готовность

Чтобы развить мотивационную готовность формируйте положительное отношение у ребенка к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая хорошие, смешные и радостные моменты.

Устройте малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Расскажите ребенку о школьных порядках: как вести себя на перемене, уроке. А еще лучше поиграйте с ребенком «в школу». В игровой форме дети смогут отрепетировать как себя вести в школе, начать лучше понимать что такое быть учеником, и как это интересно и здорово.

Смотрите вместе с ребенком мультфильмы о школе, читайте вместе книги о школе, обязательно комментируя содержание книг и мультфильмов и настраивая ребенка на позитивный лад.

 

Интеллектуальная готовность

К интеллектуальной готовности относят развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе; способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, развитие мелкой моторики.

Как развивать:

Почаще разговаривайте с ребенком, побуждайте ребенка говорить о себе, о своем представлении об окружающем мире, о том что он чувствует и о чем думает, учите ребенка выражать свои мысли грамотно.

Учите ребенка выслушивать других не перебивая.

Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию внимания и памяти.

Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Развивайте мелкую моторику ребенка: организуйте игры с песком, мелкими предметами. Почаще давайте ребенку играть с пластилином, рисовать.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Рассказывая что-либо ребенку, отвечая на его вопросы не забудьте в конце спросить: «А ты как думаешь? Почему?», тем самым вы будите развивать мыслительную деятельность ребенка, его познавательную активность и формировать коммуникативные навыки.

Личностно - социальная готовность

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить:

Необходимо дать ребенку возможность проявлять инициативу в общении и самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Если ребенок сам не проявляет активность в общении попросите его спросить что-нибудь у продавца в магазине, самому рассказать лечащему врачу в поликлинике о своем самочувствии, поздороваться и поиграть с ребятами на детской площадке и пр.

Необходимо объяснять ребенку как можно разговаривать со старшими, а как со сверстниками. Научите ребенка, что воспитателя, а затем и учителя нужно называть на «вы» и по имени отчеству. Рассказывайте ребенку о нормах и правилах в общении с разными людьми (с родителями, со взрослыми, со сверстниками, на игровой площадке, в магазине, в поликлинике и т.д.)

Помогайте ребенку освоить правила и нормы общения на личном примере. Помните, что дети учатся подражая значимым взрослым. Будьте вежливы и доброжелательны в общении с окружающими людьми и ваши дети научаться поступать также, просто наблюдая за вами.

Эмоционально - волевая готовность

Она включает в себя:

· способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно

· адекватную самооценку и положительный образ себя

· умение сосредоточиться, управление эмоциями

 

Сформировать эти качества можно через игру. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что " школа плохая ", " учитель злой " и т. д. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.

 

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.

Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Помните, саморегуляция – основа готовности к школе !

 

Список использованной литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 2007. - Т.2

2. Анастази, А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 2006. – 210 с.

3. Безруких, М.М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу, - М.: Академия, 2008. - С. 4-22.

4. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. «Школьный психолог», 2005.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 1995

7. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.

8. Венгер, А.А. Ваш ребенок идет в школу. - М., 2009. - С. 3 - 59.

9. Верещагина, Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса. СПб «Детство-пресс» 2011.

10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2007.

свернуть